Как научить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания

Школа становится для ребенка настоящим испытанием. Нужно очень много научиться делать самостоятельно: систематизировать полученную информацию, выделять главное и уметь его применять, распределять свое время и, самое главное, успевать еще отдыхать. Напряженный график часто бывает не под силу школьникам, а что говорить о родителях. Многие признаются, что со страхом ждут начала учебного года, предвкушая все “прелести” домашних заданий. 

Однако этого можно избежать. Ведь именно родители могут сделать выполнение заданий на дом терпимым, а порой и приятным делом. 

Психологический комфорт и организованное место под учебу

Место, где мы работаем, должно быть убрано, все расставляется по порядку, так, как удобно нам. Также и место для ребенка, точнее, то, где он делает уроки. Оно должно быть обустроено таким образом, что школьнику будет комфортно. Основные факторы, которыми обусловлено место под учебу: 

  1. Наличие удобного места. Часто можно столкнуться с тем, что школьнику просто негде делать уроки, и приходится сидеть то здесь, то там. То переезжать со всеми своими вещами на другое место прямо во время выполнения домашнего задания! Как в таких условиях требовать от ребенка красоты в работе, ее правильности, ее наличия вообще. Поэтому у школьника должно быть рабочее место; 
  2. Стул желательно со спинкой, правильно отрегулирован, выставлены нужная высота и уровень наклона сиденья, если это стул с крутящимся механизмом. Не должно быть излишней мягкости, чтобы он просто не уснул за столом. Оптимально соотношение стол-стул таким образом, чтобы ребенок сидел за заданиями удобно, не тянулся и не горбился; 
  3. Стол должен быть достаточно большим, чтобы все вещи ребенка могли на нем поместиться. Обязательно наличие хорошего освещения, всего необходимого — канцелярские принадлежности, черновики. Также следует учитывать гендерные особенности. Например, девочкам нужно места меньше, чем мальчикам. Поэтому столешницу мальчикам лучше более широкую, а девочкам — более компактную; 
  4. Соблюдение основных принципов. В комнате не должно быть включенных отвлекающих приборов, посторонних шумов. Важно, чтобы от выполнения домашнего задания ничего не отвлекало. Оптимально создать школьнику некую укромность, не обязательно ставить рабочее место на середину комнаты. 

Организация процесса выполнения домашнего задания

Исходя из особенностей ребенка, необходимо распределять нагрузку по выполнению домашнего задания. Это означает, что сначала школьник делает более сложные упражнения, затем более легкие, или наоборот. Такой принцип позволяет сохранять работоспособность и распределить свои силы на всю домашнюю работу. 

Каждые полчаса нужно делать перерыв в 10-15 минут, для восстановления и переключения внимания. Есть определенные нормы, которыми необходимо руководствоваться при выполнении домашнего задания. Они определяют его длительность. 

Учить ребенка самостоятельно принимать решения  

Данный принцип необходим не только в учебе. С нее только начинается процесс становления пока еще маленького человека. Именно умение найти правильное решение задачки, анализировать ее, уметь собирать и обрабатывать информацию, а затем применять ее делают учебу необходимым этапом в жизни ребенка. При этом очень важно, чтобы он не боялся принимать решения, т. к. только от него в дальнейшем зависит его жизнь. И то, чему он научится в школе, обязательно пригодится при принятии более сложных задач. Задача родителей научить этому ребенка. 

Интересоваться жизнью ребенка, а не его оценками 

Многие родители признаются, что в основном ругают ребенка за его оценки. Почему накануне “убили” весь вечер, чтобы выучить стихотворение, а сегодня за него тройка? В погоне за отличными оценками родители забывают о самом ребенке, его потребностях, желаниях, возможностях. Гораздо важнее становится, сколько у школьника хороших отметок, чем то, каким человеком он становится. Разве хочется на родительских собраниях краснеть за свое чадо, если во всеуслышание заявят, что он неуспевающий? Поэтому очень важно остановиться и спросить себя, родителя, что главнее — ребенок или его отметки. 

Если тяжело выполнять задания, найти причину и не запускать ее 

Ребенок каждый раз приносит плохие оценки за задания, жалуется, что ничего не понимает. Важно в данном случае найти, откуда тянутся трудности, с чего они начинаются. Например, в математике одна тема привязана к другой, если упустить что-то в самом начале, то есть вероятность не понять остальные разделы. Так действует по всем предметам.

Правильная организация учебы и выполнения домашних заданий играет большую роль в жизни школьника. Важным является то, что, преодолевая трудности в учебе, ребенок учится преодолевать их и дальнейшей жизни.