Социализация ребенка в коллективе

Когда мы говорим яркая индивидуальность, то подразумеваем, что человек обладает неповторимым сочетанием, отличающим его от других: талант, энергетика, харизма. Социализация — процесс вхождения личности или индивида в общество.

Ученые доказали, что если ребенок до пяти лет воспитывается вне общества, он никогда не станет полноценной личностью. К сожалению, красивая сказка про Маугли так и остается сказкой. Примеры детей были в реальной жизни. Воспитывались они волками и обезьянами, но все эти дети так и не смогли адаптироваться в обществе и даже не научились говорить.

Процесс происходит по переплетающимися направлениям:

  • освоение культурных ценностей и норм общества. Ребенок учится отличать плохое от хорошего, что можно делать, что нельзя;
  • нахождение в обществе себя;
  • обучение и воспитание индивида;
  • приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
  • освоение совместной деятельности, начиная с игры и заканчивая трудовыми процессами.

Очень важно, чтобы человек научился правильно взаимодействовать с другими людьми. Стадии процесса социализации совпадают с жизненными циклами. Также меняются взгляды на протяжении всей жизни. Дети более подвижны, энергичны, их взгляды более гибкие.

Семья как главный фактор, влияющий на социализацию ребенка в коллективе

Семья закладывает основы социальных, культурных норм, основы поведения человека. Ни одна другая сфера не дает столько, сколько дает семья. Воспитательно-учебные заведения лишь развивают в человеке то, что дала семья.

Первый коллектив — детская площадка. Именно здесь родители начинают делать ошибки. Например, ребенок не проявляет интерес к другим детям. Не стоит на него давить. Не все дети могут принять большой коллектив. Значит ему комфортно играть одному. Он подойдет к другим детям тогда, когда ему нужно. Родителям на раннем этапе следует наблюдать за ребенком, а не поправлять его поведение.

Не нужно мешать ребенку становиться самим собой. Многие мамы не могут отделить личность ребенка от самой себя. Важно понимать, что ребенок может быть совсем на вас не похож. Его необходимо принять таким какой он есть.

Семья в процессе социализации составляет 70%. Только потом идет круг друзей, дальних родственников, знакомых, а также средства массовой информации. Детский коллектив это знакомство ребенка с самостоятельной жизнью.

Успешная социализация в коллективе зависит от следующих факторов:

  • Создание благоприятных условий для развития детей с помощью агентов социализации (педагогов, воспитателей).
  • Формирование позитивного мышления к миру.
  • Работа с каждым ребенком, наблюдение, изучение индивидуальных потребностей.
  • Тесное взаимодействие педагогов и родителей.

Основные моменты социализации

С первых месяцев жизни необходимо отвечать запросам ребенка, брать на руки, разговаривать. К сожалению, общение некоторых родителей сводится только к воспитательным целям и удовлетворению естественных потребностей — одеть и покормить. Чем больше с ребенком общаются, привлекают его к активности, доверяют домашние дела, тем успешнее закладывается фундамент развития. Например, в присутствии близких дошкольник может сам купить булку хлеба.

Развивающие центры, государственные образовательные учреждения, спортивные и творческие коллективы обеспечивают не только присмотр за детьми, но и способствуют гармоничному развитию личности, включению в жизнь коллектива. Ребенок учится решать и первые конфликтные ситуации, проявлять себя в глазах окружающих.

Признаки успешной социализации детей

  • Активно участвуют в жизни учреждения, охотно включаются в работу.
  • Могут взаимодействовать в группах, парах, индивидуально.
  • Проявляют внимание к близким, появляется чувство сопереживания, предлагают помощь.
  • Рассудительны, дают советы

Как еще можно помочь ребенку 

Знакомство с новым коллективом — событие волнительное. Если ребенок пошел поздно в детский сад, то попадание в детский коллектив является сильным стрессом. Все бегают, толкаются, кто-то может взять без спросу его вещи. Детям, не посещавшим дошкольные учреждения, коллектив кажется балаганом. Самое важное для ребенка понимать, что в конфликтных ситуациях со сверстниками, родители на его стороне. Вместо того, чтобы поддержать, родители совершают ошибку, морально еще больше давят на ребенка, обвиняя его, тем самым отталкивая от себя.

Что должны делать родители для успешной адаптации в коллективе

  • Обсудить с ребенком то, что он рассказывает о себе и о своей семье другим участникам коллектива. Больше узнать о детях в классе, помочь ребенку найти друзей по интересам и увлечениям.
  • Больше общаться о том, как прошел день, что нового и интересного он узнал. Важно акцентировать внимание на положительных моментах, это поможет получить удовольствие от учебы.
  • Если учитель или воспитатель выделил вашего ребенка в работе, необходимо обязательно похвалить его за старания и поделиться с кем-то из близких успехами в его присутствии. Хвалить нужно именно за старание, а не за результат, чтобы у ребенка формировалось стремление к обучению, а не получение хороших оценок любым путем.
  • Быть объективным и не навязывать свое мнение. Ребенок при всей поддержке не должен прятаться от проблем за родительскую спину.
  • Создавать условия для неформального общения детей у себя дома. Приглашать в гости его друзей.

Школа в процессе социализации

Школьная социализация включает в себя:

  • межличностные отношения внутри коллектива;
  • отношения школьника с учителями;
  • уроки, самостоятельную работу, публичные выступления;
  • внеурочную работу, особую школьную атмосферу.

В школе осваиваются законы, по которым потом будет жить взрослый человек. Современная школа направлена не только на подачу и закрепление определенных знаний, но и на воспитание самостоятельного человека.

  • Самостоятельно решать проблемы и задачи, нести ответственность.
  • Отстаивать свою точку зрения.
  • Объективно оценивать свой труд и качественно работать.
  • Саморазвиваться и сотрудничать

Личность, успешно прошедшая социализацию в школьных стенах, способна самостоятельно выбрать профессию, ориентироваться во взрослой жизни, осознавать не только права, но и обязанности, правильно организовывать свой досуг.